СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. Целевой раздел Пояснительная записка Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел Этапы коррекционной работы Комплексно-тематический план работы педагогов Организационный раздел Кадровые условия Повышение родительской компетентности Психолого-педагогические условия обучения и воспитания детей с РАС Учебно-методическое обеспечение Материально - технические условия Список литературы ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - Предлагаемая адаптированная основная образовательная программа – это программа психолого-педагогической поддержки социализации и развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Необходимость создания данной программы обусловлена увеличением количества детей с РАС в ДОУ общеразвивающей направленности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Учреждение должно обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (п.1.6. ФГОС ДО). Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания дошкольников с РАС в соответствии ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 , п.1 ст.79. Она учитывает особенности психофизического развития детей такой категории, их индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. В целом нормативно-правовую базу разработки АООП МБДОУ №35 составляют: - Конвенция о правах ребенка (1989г.); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993г.); - ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155); - Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); - Приказ МО РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ 2.4.1.3049-13 (от 15.05.2013г. №26); - Устав МБДОУ № 35. Программа составлена педагогами ДОУ после изучения специальной литературы по данной теме. В настоящее время отсутствует образовательная модель дошкольного обучения для детей с тяжелыми формами аутизма (нарушение поведения, отсутствие устной речи) и безболезненного включения таких детей в группы общеразвивающего вида. При создании новой комплексной коррекционной программы авторский коллектив МБДОУ № 35 стремился применить то положительное, что было предложено в литературе. Цель программы: Проектирование модели коррекционноразвивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с РАС, его позитивной социализации. Задачи: Формировать когнитивные предпосылки речевой деятельности во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления. Формировать социокультурную среду (социально-бытовые навыки самообслуживания). Формировать позитивную социальную мотивацию. Формировать основы коммуникации. Осуществлять преемственность в работе с родителями и другими педагогами, участвующими в коррекционно-педагогическом процессе. Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов: Принцип поддержки разнообразия детства Принцип коррекционной направленности образовательного процесса Принцип позитивной социализации ребенка. Принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации. Принцип сотрудничества Организации с семьей. Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса. Принцип комплексного подхода. Принцип учета структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип интеграции усилий специалистов. Принцип сетевого взаимодействия с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по уровням сформированности навыков у детей с РАС. Длительность обучения может изменяться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого уровня строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Каждый уровень усвоения АООП включает коррекционно-развивающую работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционнообразовательную работу с дошкольниками с РАС комплексно и многоаспектно. Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА с РАС Согласно Международной статистической классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ – 10), аутизм – своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется к 2,5 годам. Аутизм характеризуется наличием качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации, повторяющихся стереотипных элементов поведения. Ребёнок с РАС не всегда замечает людей, хочет, чтобы его оставили в покое. Если взрослый пытается вступить с ним в контакт, он становиться напряжённым, агрессивным, проявляет недовольство. Такие дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь. У них наблюдается однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движения. В речевом плане отмечается: наличие эхолалий, звуковых комплексов, иногда отдельных слов. У детей с РАС ограниченные когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальных сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере. Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть нормальным, а в других – ребёнок может быть умственно отсталым. Дети с РАС в системе современного образования в рамках ФГОС ДО относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) Уровни сформированности навыков у детей с РАС I уровень Дети не выполняют простые инструкции, у них не сформировано понимание речи, отсутствуют навыки имитации. Визуальное восприятие развито слабо. Игровые навыки либо отсутствуют полностью, либо присутствуют как самостимуляция (катают мячик, крутят колесики …). Речевые навыки не сформированы, но в состоянии аффекта ребенок может что- то выкрикнуть: «Уйди! …». В речи присутствуют звуковые комплексы. Вместо просьбы чаще возникает нежелательное поведение в виде крика, истерики. Навыки самообслуживания на низком уровне: самостоятельно не моет руки, не ходит в туалет. II уровень У ребенка может быть не сформирован навык вербальной просьбы, но при помощи альтернативной коммуникации он выражает свои желания. Навыки имитации развиты: может повторять движения крупной и мелкой моторики, артикулировать. В речи присутствуют навыки комментирования (может отвечать на вопросы: Кто это? Что делает?), целенаправленно произносить фразы из 2-х слов («Дай пить»). В самообслуживании - частично самостоятелен, реагирует на инструкции педагога адекватно. Ребенок в состоянии осваивать игры на сопоставления (пазлы, лото), может показывать предметы на картинках, в пространстве, начинает различать предметы по их функциям (чем пылесосят?), категориям (что зеленого цвета?), характеристикам (что здесь мебель?). III уровень Ребенок может спонтанно обращаться с просьбой к взрослым и сверстникам в виде фразы, давать инструкции, указания, объяснения («Я хочу суп с лапшой»); может адекватно попросить прекратить нежелательное действие («Я не хочу играть»). Просьбы могут состоять их 4-х и более слов и содержать прилагательные, наречия, предлоги. Объем понимания речи увеличивается, ребенок уже может выполнять 3-х ступенчатую инструкцию: «Сними вещи, положи в корзину, иди купаться». Игровой материал используется ребенком уже функционально, в том числе в самостоятельной деятельности без участия взрослого (10 – 15 минут). Ребенок может сортировать предметы по категориям, конструировать по образцу. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы: 1. Ребёнок стремится к общению с взрослыми, сверстниками; наблюдает за их действиями; подражает им в действиях. 2. Ребенок эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым. Коммуникация становиться средством общения с другими людьми. 3. Ребёнок интересуется окружающими предметами и действует с ними. 4. Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания. 5. Ребенок имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице. 6. Ребенок проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченных возможностей здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Мониторинговые (диагностические) исследования проводятся три раза в год. 1. В начале учебного года для разработки индивидуальной программы коррекционно- педагогической работы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. 2. В середине учебного года для корректировки ИОП и ИОМ при недостаточной динамике развития ребенка. 3. В конце учебного года для определения динамики и анализа успешности, а также перспективы дальнейшей коррекционно-педагогической работы. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА Работу с детьми с РАС осуществляет служба КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО- МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (ПМПк), которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. Коррекционная работа реализуется поэтапно: Этапы коррекционной Содержание этапа Результат работы работы коррекционной работы Диагностическое изучениеи а составлени нализ д а н н ы хоб особ е ых образовательных индивидуальног о потребностях ребенка с образовательног РАС о при освоении ООП; маршрута и ИОП; определение корректиро динамики и анализ у с п е ш н о с т вка развивающей и коррекционнор а б о т ыс развивающей работы; в н е с е н и е мв изучение индивидуальны социальной е ситуации иуслов образовательны ий е с емейного во спит маршруты . ания ребенка. Коррекционно-развивающее в ы б о р о п т и ма л ь н ых коррекционных методик, м е т о д о ви п р и ё м о в обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями; коррекция речевой и познавательной сферы; формирование способов регуляции поведения и эмоционального составлени е комплексного плана работы; коррекция высших психических функций для достижения оптимального уровня развития ребенка. Консультативнопросветительское состояния. разработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с РАС; консультирование педагогов п о вопро сам выбор а методов и приёмов работы; консультативная помощь родителям; информационная поддержка образовательной деятельности ребенка. повышение уровня компетентности по о р г а н и з а ц ии и проведению коррекционной работы педагогов; повышение уровня компетентности и активизации знаний родителей в вопросах воспитания и обучения ребёнка с РАС. Образовательная деятельность детей с РАС, посещающих группу комбинированной направленности ведется по ООП МБДОУ № 35, разработанной в соответствии ФГОС ДО. Содержание данной Программы соответствует принципам и задачам современного образования дошкольников и осуществляется в интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В соответствии с ФГОС ДО содержание Программы реализуется в следующих видах деятельности: Двигательная. Игровая. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. Музыкально-художественная. Чтение (восприятие) художественной литературы. При организации образовательной деятельности специалисты используют различные формы работы с детьми, создавая при этом единое коррекционнообразовательное пространство и модель взаимодействия. Без взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса, построения индивидуального образовательного маршрута и преодоления коммуникативной и речевой недостаточности у детей. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Основная цель - овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с РАС в социальное окружение. 1 уровень Направление Задач Содержание Участники работы и образовательн ого процесса Социализация, Формировать Упражнение воспитатель, развитие элементарные навыки «Зеркало» педагогобщения, общения и Коммуникативные психолог, нравственное взаимодействия с игры: «Пожалей учительвоспитание взрослыми и Катю», «Помоги логопед, сверстниками, Мише», «Ласковые музыкальный формировать основы слова». руководитель, готовности детей к физ.инструкто совместной деятельности. р, родитель. Ребенок в Формировать чувства Пальчиковая воспитатель, семье и принадлежности к гимнастика педагогсообществе своей семье и к «Семья». Д/игра психолог, сообществу детей; «Мама и детки». родитель гендерной и семейной Познавательная игра принадлежности. «Моя группа», ИКТпрезентация «Моя семья» Самообслуживан ие, самостоятельност ь, трудовое воспитание Формирование основ Развивать навыки самообслуживания, целенаправленность собственных действий. Воспитывать культурногигиенические навыки. Формировать умения доводить дело до конца. Формировать первичные Использование пиктограмм с применением алгоритма действий при умывании, одевании, приеме пищи, посещении туалета, подготовке ко сну. воспитате ль, родитель. Подвижная игра воспитатель, безопасности II Направление работы Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Задач и уровень Развивать элементарные навыки общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Развивать основы социального и эмоционального интеллекта, готовности детей к совместной деятельности. Ребенок в семье и сообществе Развивать чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей; гендерной и семейной принадлежности. Самообслуживан ие, самостоятельност ь, трудовое воспитание. Развивать навыки самообслуживания, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. Воспитывать культурногигиенические навыки. Развивать умение доводить дело до конца. «Светофор». Использование пиктограмм с применением алгоритма выхода на прогулку, игры на участке. Содержание Коммуникативные игры «Покачай Катю», «Покатай Мишу», «Помаши маме», «Попроси о помощи». Дидактическая игра «Раздели кубики поровну». Д/игра «Расскажи про детский сад». Пальчиковая гимнастика «Моя семья». ИКТ- презентация «Папа, мама, я» Использование пиктограмм с применением алгоритма действий при умывании, одевании, приеме пищи, посещении туалета, подготовке ко сну. Д/игры: « Маленький помощник», физ.инструктор , родитель. Участники образовательн ого процесса воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, музыкальный руководитель, физ.инструкто р, родитель. воспитатель, педагогпсихолог, родитель воспитате ль, родитель. «Причеши Катю», «Полей цветок» Формирование основ безопасности Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности в быту, социуме, природе. Формирование адекватного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Использование пиктограмм с применением алгоритма выхода на прогулку, игры на участке. Сюжетноролевые игры: «Зоопарк», «Во дворе». Д/игра «Живая воспитатель, физ.инструкт ор, родитель. природа» III Направление работы Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и сообществе Самообслуживан ие, самостоятельност ь, трудовое воспитание Задач и уровень Развивать навыки общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Расширять представления о правилах поведения в обществе Развивать основы социального и эмоционального интеллекта, готовности детей к совместной деятельности. Развивать чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей; гендерной и семейной принадлежности. Развивать навыки самообслуживания, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. Воспитывать культурногигиенические навыки. Развивать умение доводить дело до конца. Содержание Коммуникативные игры «Покачай Катю», «Покатай Мишу», «Помаши маме», «Попроси о помощи». Дидактическая игра «Раздели кубики поровну». Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Экскурсия по детскому саду. Аппликация «Девочка и мальчик» Конструирование «Мой дом» ИКТ- презентация «Моя семья» Использование пиктограмм с применением алгоритма действий при умывании, одевании, приеме пищи, посещении туалета, подготовке ко сну. Д/игры: « Маленький помощник», «Причеши Катю», «Полей цветок», «Одень Машу» Трудовое поручение Участники образовательн ого процесса воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, музыкальный руководитель, физ.инструкто р, родитель. воспитатель, педагогпсихолог, родитель. воспитате ль, родитель. «Чистим горку» Формирование основ безопасности Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности в быту, социуме, природе. Формирование адекватного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Подвижная игра Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Во дворе». Д/игра «Живая природа» Лото «Виды транспорт а» воспитатель, физ.инструкт ор, родитель. Образовательная область «Познавательное развитие» Основная цель – развитие у детей адекватных представлений о картине мира и ее временно- пространственной организации. I уровень Направление работы Задачи Формирование элементарных математических представлений Формировать первичные представления об основных свойствах объектов: форме, цвете, размере. Формировать представления о расположение частей своего тела. Развитие познавательноисследовательской деятельности Обогащать чувственный опыт детей, формировать умение фиксировать его в речи. Стимулировать использование исследовательских действий. Ознакомление с предметным окружением Вызывать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортное средство. Формировать потребность ребенка в овладении действиями с предметами. Знакомить детей с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, парикмахерская. Вызывать интерес к труду близких взрослых, к их трудовым действиям. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Формировать представления детей о растениях и животных. Ознакомление с социальным миром Ознакомление с миром природы Содержание Д/игры: «Воздушные шары», «Подбери пару», «Лото-цифры», «Кубики», «Цветочная поляна», «Пирамидка», «Рамки-вкладыши». Д/игры «Теплыйхолодный», «Легкийтяжелый», «Что звучит». Игры с мыльными пузырями, песком, водой, природным материалом. Д/игры: «Чей домик», мелкие игрушки, детская мебель, посуда, предметы быта. С/ролевая игра «Дом». Выход в магазин, парикмахерскую, театр, зоопарк. Наблюдение за трудом взрослых (дома и в детском саду). Игры «Снег пошёл», «Солнечные зайчики». Имитация голосов животных. «Голоса животных» (видеопрезентация). Участники образовательного процесса воспитатель, педагог-психолог, физ.инструктор, родитель. воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, физ.инструктор, музыкальный руководитель, родитель. воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, физ.инструктор, родитель. воспитатель, учитель-логопед, родитель. воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родитель. II Направлен ие работы Формирование элементарн ых математическ их Задач и уровень Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные; Содержание Д/игры: «Подбери пару», «Лотоцифры», «Кубики», «Геометрия Участники образовательн ого процесса воспитатель, педагогпсихолог, физ.инструкто р, представлений различать понятия «много», «один», «по-одному». Развивать умение ориентироватся в расположение частей своего тела и в соответсвии с ними различать пространственнон представления от себя: вверху-внизу, впереди- сзади, справа-слева. Формировать умение ориентироватся в контрасных частях суток: день, ночь, утро, вечер. Развитие Формировать умение познавательно- исследовать исследовательс объекты окружающей жизни с помощью эталонов. кой Включать детей в деятельности совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. Формировать умения группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Ознакомление с Способствовать реализации предметн потребности ребенка в ым овладении действиями с окружение предметами. м Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материалов (дерево, глина, бумага, ткань). на веревочке», родитель. «Палочки Кюизинера », «Счетные палочки», «Матрешка», «Рамки вкладыши» Д/игры серия «Умные карточки»: «Развиваем логику», «Противоположнос ти ». Эксперимент ы с песком, водой, природным материалом. воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, физ. инструктор, родитель. Набор предметов по лексическим темам. Д/и: «Угадай на ощупь», «Тактильные дощечки» С/ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница». воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, физ. инструктор, родитель. Ознакомление с социальным миром Знакомить детей с театром через игры-драматизации по произведениям детской литературы. Напоминать детям название города, в котором они живут. Расширять представления о трудовых действиях, результатах труда. Настольный, пальчиковый, кукольный театры. Чтение художественно й литературы. Практический выход в магазин, поликлинику, парикмахерскую, театр. Привлечение ребенка к посильному труду (дома и в детском саду) полив растений, уборка игрушек. Ознакомление с Расширять представления Уход за комнатными миром природы детей о растениях и животных (в растениями, том числе в данной рассматривани местности). Знакомить с е муляжей особенностями овощей, поведения животных. фруктов, Формировать умение отражать грибов. Наблюдения за воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, муз. руководитель, родитель. воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, муз. руководитель, родитель. полученные впечатления в речи и в продуктивных видах деятельности. Формировать умение наблюдать и понимать простейшие взаимосвязи в природе. III Направлен ие работы Формирован ие элементарны х математическ их представлени й Развитие познавательн оисследовател ьск ой деятельности Задач и уровень Формировать умения: считать до 5 (10), соотносить (называть) числительное с предметами, сравнивать две группы предметов (больше, меньше, поровну); устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, ширины, высоты. Развивать представления о геометрических фигурах. Развивать пространственные и временные отношения. Формировать умение использовать в познавательноисследовательской деятельности модели, предложенные взрослым. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. объектами живой и не живой природы. Экскурсии в лес, парк на озеро. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы». Содержание Д/игры: «Лотоцифры», «Трафаретыцифры», «Кубики», «Геометрия на веревочке», «Палочки Кюизинера», «Счетные палочки», «Рамки вкладыши». «Блоки Дьенеша». Пазлы, «Танграм», «Пентомино», «Собери квадрат», набор цифр. Д/игры серия «Умные карточки»: «Развиваем логику», «Противоположнос ти ». Опыты с песком, водой, природным материалом. Наблюдение с помощью увеличительн Участники образовательн ого процесса воспитатель, педагогпсихолог, муз. руководитель, физ. инструктор, родитель. воспитатель, педагогпсихолог, муз. руководитель, физ. инструктор, родитель. ого стекла, песочные часы. Ознакомлени ес предметны м окружением Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки). Формировать представления о видах человеческого труда. Ознакомлени ес социальным миром Формировать представления о правилах поведения в общественных местах. Расширять знания детей о Набор предметов и картинок по лексическим темам. Д/и: «Угадай на ощупь», «Тактильные дощечки», «Свет, звук, вода». С/ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Автобус». Познаватель ная поездка в общественно м транспорте (трамвай, воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, родитель. воспитате ль, родитель. общественном транспорте. Знакомить с культурными явлениями ( театр, цирк, зоопарк) и их атрибутами, людьми, работающими в них. Ознакомление с миром природы Расширять представления детей о природе, умение замечать изменения в ней; об условиях необходимых для жизни людей, животных, растений (вода, воздух, питание). троллейбус, автобус). Чтение художественн ой литературы. Практический выход в магазин, поликлинику, парикмахерскую, театр. Привлечение ребенка к посильному труду (дома и в детском саду) полив растений, уборка игрушек. Уход за растениями на участке. Посадка растений для проекта «Огород на подоконнике» и наблюдение за их ростом. Экскурсии в краеведческий музей, музей деревянного зодчества, планетарий. воспитатель, учительлогопед, родитель Образовательная область «Речевое развитие» Основная цель - овладение базовыми навыками коммуникации как средством общения. Направлен ие работы Задачи I уровень Содержание Участники образователь но го процесса Формирован ие развивающе й речевой среды Формирован ие словаря Обеспечивать возможность общения со сверстниками и взрослыми. Создание ситуаций, вызывающих потребность в речи («На», «Дай», «У меня») Обогащение предметнопространственной среды. Формировать понимание речи с наглядным сопровождением. Расширять объём понимания пассивного словарного запаса, подкрепленного наглядным предметом, предметным действи- ем. Формировать умения выполнять инструкцию педагога. Книги, картинки, игрушки. Привлечен ие внимания: «Посмотри…»; «Послушай…» Упражнения: «Покажи кубик, …(до 10 предметов) «Постучи, похлопай..» Коммуникативная игра «Любимый герой командует» Различные поручения: «Принеси ложку.»… воспитател ь, педагогпсихолог, учительлогопед, физ. инструктор, муз. руководите ль, родитель воспитател ь, педагогпсихолог, учительлогопед, физ. инструктор, муз. руководите ль, родитель Формировать умения имитировать действия людей и движения животных. Формирован ие звуковой культуры речи II Направлен ие работы Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формирование звуковой имитации (Пи-пи-пи, ко-коко, ту-ту-ту…) Задачи уровень Коммуникатив ная игра «Имитация». Д/игра «Чей голос?» Коммуникатив ная игра «Имитация». «Голоса животных» (видеопрезентац ия). Содержание Формирован ие развивающе й речевой среды Обеспечивать возможность общения со сверстниками и взрослыми. Обогащение предметнопространственной среды. Книги, картинки, игрушки. Поручения: «Поставь стул …», «Принеси красный карандаш…». Формирован ие словаря Формировать умения детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Развивать понимание речи с наглядным и без наглядного сопровождения. Развивать умения детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Упражнения: «Покажи, чем будешь кушать», «Покажи, чем будешь рисовать»… Различные поручения: «Принеси синюю тарелку.», «Положи в большую коробку.»… воспитатель, учительлогопед, физ. инструктор, муз. руководите ль, родитель Участники образователь но го процесса воспитатель , педагогпсихолог, учительлогопед, физ.инструк то р, муз. руководите ль, родитель воспитатель , педагогпсихолог, учительлогопед, физ.инструк то р, муз. руководите ль, родитель Формирован ие звуковой культуры речи Формировани е грамматическ ого строя речи Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний. Д/игра «Дразнилка» «Голоса животных» (видеопрезентац ия). Реализация мотива «просьбы» с помощью однословного предложения (Конфета!/ Мама!/; Качай!/ Летит!/ Сюда!) к педагогу, сверстнику. Формирование навыка комментирования (фразы из 2-х Использование фразы на занятиях и в естественной среде (в группе, дома). воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, физ.инструк то р, муз. руководите ль, родитель воспитатель , педагогпсихолог, учительлогопед, физ.инструк то р, муз. слов: «Кот спит.)и обращения к педагогу, сверстнику («Миша, дай».) Формировани Стимулировать возникновение е собственных попыток связной речи заговорить, включиться в контакт с окружающими. руководитель , родитель Создание игровых и житейских ситуаций в детском саду, дома. воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, физ.инструк то р, муз. руководите ль, родитель Содержание Участники образователь но го процесса воспитатель , педагогпсихолог, учительлогопед, физ.инструк то р, муз. руководите ль, родитель. воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, физ.инструк то р, муз. руководите ль, родитель воспитатель , педагогпсихолог, учительлогопед, физ.инструк то р, муз. руководите ль, родитель уровень III Направлен ие работы Формирован ие развивающе й речевой среды Формирован ие словаря Формирован ие звуковой культуры речи Задачи Обеспечивать возможность общения со сверстниками и взрослыми. Обогащение предметнопространственной среды. Книги, картинки, игрушки. Поручения: «Поставь стул и садись.», «Принеси красный карандаш, клей и садись.»… Развивать понимание речи без Инструкции: «Рисуй наглядного сопровождения. синим Развивать умения детей по карандашом»… словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Постановка, автоматизация звуков. Артикуляционн ая, пальчиковая гимнастика Артикуляционн ый массаж Формировани е грамматическ ого строя речи Реализация мотива «просьбы» с помощью 3 словных предложений (Мама, дуй пузыри!/; Маша, кидай мяч!/ Таня, бери шарик!/). Формировать понимание грамматических категорий на наглядном материале: одна матрёшка – много матрёшек; дом Использование фразы на занятиях и в естественной среде (в группе, дома). Д/игра: «Одинмного», «Соотнесение» воспитател ь, педагогпсихолог, учительлогопед, физ. инструктор , муз. руководитель , – домик; Формировани Побуждение к договариванию е фразы, начатой связной речи взрослым (на зрительной опоре). Формирование навыка задавать простые вопросы: «Кто?», «Где?», «Куда?»… Формирование навыка отвечать на вопросы: «Почему?», «Зачем?»… Стимулировать возникновение диалога с взрослыми, сверстниками. Стимулировать возникновение спонтанных высказываний. родитель Д/игра» «Добавлялки» Использование фотографий событий из жизни ребёнка. Создание игровых и житейских ситуаций в детском саду, дома. воспитатель, педагогпсихолог, учительлогопед, физ. инструктор, муз. руководите ль, родитель Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Основная цель – развитие предпосылок и понимания произведений искусства, мира природы; реализация творческой деятельности детей. I уровень Задач Содержание Направлен Участники и ие образователь работы но го процесса Приобщени Развивать художественное Чтение воспитател ек восприятие, содействовать произведений ь, муз. искусству возникновению согласно руководите положительного планированию. ль, родитель эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения. Приобщение к изобразительн ой деятельност и Приобщение к конструктив номодельной деятельност и Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, красками, глиной. Формировать умение держать карандаш и кисть свободно. Формировать навык слежения за движением карандаша и кисти по бумаге, за разнообразными линиями, конфигурациями. Формировать умение отламывать комочки глины от большого куска, лепить колбаски, колечки. Формировать навык сооружать элементарные постройки (башенки, домики) по образцу, поддерживать (вызывать) желание строить что – то самостоятельно. Формировать ( развивать) пространственные соотношения, Упражнения ( приём «рука в руке»): «Дорожка», «Змейка», «Цветок для бабочки», «Снежный ком», «Гусеничка»…. Пальчиковая гимнастика «Кулачок – флажок» воспитатель, родитель Дидактическая игра воспитате «Новые фигуры», ль, «Узнай предмет», родитель «Домики для мишек», «Формы» Приобщение к музыкальн ой деятельнос ти II Направлен ие работы Приобщени ек искусству приучать убирать предметы на свои места. Воспитывать желание воспринимать музыку; выполнять простейшие танцевальные движения. Знакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием (погремушка, дудочка, колокольчик, бубен, барабан, металлофон) Задач и уровень Развивать художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные 1. Слушание музыки. Осенняя песенка. сл. Н. Френкель, сл. Ан. Александрова 2. Слушание музыки. Играем с лошадкой. Звукоподражание (иго-го, цоканье) 3. Слушание музыки "Колыбельная". муз. С. Разоренова «Колыбельная» муз. А. Гречанинова Музыкальноритмические игры: 1. Топ, топ, топоток. сл. И. Михайловой, муз. В Журбинской 2. Марш Муз Э. Парлова 3. Маленький дождик Муз.Анна Яранова Содержание Чтение произведений согласно планированию. воспитатель, муз. руководите ль Участники образовательн ого процесса воспитатель, муз. руководитель, родитель произведения. Формировани е навыков изобразительн ой деятельности Побуждать детей к дополнению изображения нарисованного; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, форм. Формировать навык раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, лепешки), соединять две вылепленные формы в один предмет. Формировани Формировать умения е различать Упражнения: «Обведи по контуру» (трафареты по лексическим темам), «Дорисуй» (Петушку – пёрышки; солнышку – лучики; тучке – капельки, рыбке – чешуя…) Упражнения с пластилином: «Укрась ёлочку», «Накорми птичек». Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику» Игры с воспитате ль, родитель воспитатель, навыков ( называть) и использовать конструктивн основные строительные о- модельной детали (кубики, кирпичики, деятельности пластины), сооружать новые постройки, использовать детали разного цвета совместно с взрослым. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Формирован Воспитывать эмоциональную ие отзывчивость на навыков музыку, способность музыкальн воспринимать ой музыкальные деятельнос произведения разного ти характера. Формировать умения начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах (бубен, барабан, металлофон) III Направлен ие работы Задач и уровень конструктором, с деревянными и мягкими модулями : «Поезд», «Корабль», «Дом» родитель Слушание музыки: воспитатель, муз. 1. "Дождики руководитель радуга " муз. С. Прокофьев 2. "Полька трёх поросят" муз. И. Блинникова 3. "Конь" муз. М. Красев Музыкальноритмические игры: 1. «Танцы кукол». муз. Шопен Ф. 2. Топ, топ, топоток. сл. И. Михайловой, муз. В Журбинской 3. Марш Муз. Э. Парлова 4. Танец. муз. А.Гречанинов 5.Танец (оркестр) муз А. Гречанинов 6. Вальс. муз. Д. Шостакович Содержание Участники образовательн ого процесса Приобщени ек искусству Развивать эстетические чувства детей. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации; бережного отношения к ним. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок, библиотеки. Развити Развивать интерес к занятиям е изобразительной навыков деятельности. Формировать изобразительн умения набирать краску на ой кисть; украшать узорами деятельности силуэты предметов; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемого Чтение произведений согласно планированию, рассматривание иллюстраций. Посещение кукольного театра, выставок, библиотеки. Рисование простых узоров заданного цвета или формы. Упражнения: «Радужный хоровод», «Чайная пара». Пальчиковая воспитатель, муз. руководитель, родитель воспитатель, родитель предмета. Формировать умения ритмично наносить штрихи, пятна, мазки. Формировать умения украшать вылепленные предметы, используя полочку с заточенным концом; создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. (неваляшка, цыпленок, пирамидка). Стимулировать детей к самостоятельному выполнению действий. Вызывать радость от восприятия своей работы. Формировать умения предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаге готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение и наклеивать их. гимнастика «Чтоб красиво рисовать..» Лепка неваляшки, цыплёнка, пирамидки. Составление картинки из 3-4х деталей. Аппликации: «Неваляшка», «Пирамидка», «Машина», «Домик». Развити е навыков конструктив номодельной деятельност и Развитие навыков музыкальн ой деятельнос ти Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - крыша; в автомобиле - кабина, кузов). Формировать умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: шишек, листьев, веток). Знакомить с новыми деталями разнообразными по форме и величине брусками, цилиндрами, конусами. Формировать умения строить по рисунку, подбирать необходимый строительный материал. Формировать умения передавать образы в музыке (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Менять движение с образом характера музыки. Игры с крупным и мелким строительным материалом. Дидактическая игра: «Строитель» воспитатель, родитель Изготовление картин, поделок из природного материала( шишек, листьев, веток): «Ёжик», «Грибок», «Черепаха», «Осенний лес», «Зимняя сказка» Слушание музыки воспитатель, муз. 1. Заинька. руководитель муз.М.Крас евНекрасова 2. Медвежонок муз. И. Блинникова Формировать навык игры на музыкальных инструментах (погремушка, дудочка, колокольчик, бубен, барабан, металлофон). 3. Птичка. муз. М. Раухвергера Музыкальноритмические игры: 1. Марш, бег. муз. Э. Парлова 2. Маленькая полечка. муз Д.Кабалевский 3. «Старинный танец»; «Вальс»; «Танец молодого бегемота»; «Клоун», «Кавалерийская». муз Мусоргский М. 4. Паровоз Слова Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко 5. Флажок Слова М. Ивенсен Обработка М. Красева 6. Марш Муз. Э. Парлова Образовательная область «Физическое развитие» Основная цель – приобретение опыта у детей в двигательной сфере, формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. I уровень Задач Содержание Участники Направлен и образовательн ие ого процесса работы Формировани Формировать у детей Д/игра «Мое воспитатель, е начальных представления о значении тело». учительпредставлени разных органов для Использование логопед, й о здоровом нормальной пиктограмм с физ.инструкто образе жизни жизнедеятельности человека: применением р, родитель глаза алгоритма –смотреть; уши -слышать; действий при нос – нюхать; язык умывании, пробовать на вкус, руки – одевании, приеме хватать, держать, трогать; пищи, посещении ноги – стоять, бегать, туалета, прыгать, ходить; голова – подготовке ко сну. думать, запоминать. Потешки: Познакомить детей с «Кран откройся, Физическая культура упражнениями, укрепляющие организм. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены. нос умойся», «Водичка, водичка, умой моё личико» Формировать умения ходить, бегать, придерживаясь определенного направления с опорой на зрительные ориентиры, менять направления и характер Упражнения на координацию движений: «Ходьба по дорожке», «Парящий шарик»; подвижные воспитатель, физ.инструкт ор, муз. руководитель , родитель II Направлен ие работы Формирован ие начальных представлен ий о здоровом образе жизни движения в соответствии с указанием педагога. Формировать умения ползать, лазать, выполнять разнообразные действия с мячом (брать, держать, бросать), прыжгать на двух ногах с места. уровень Задач и Развивать умения различать (называть) органы чувств, ухаживать за ними и беречь. Формировать представления о полезной и вредной пище. Воспитывать потребность в соблюдении режима питания. Развивать умения устанавливать связь между совершаемым действием и состояние организма, самочувствия («Я чищу зубы – значит, они у меня будут крепкие и здоровые», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). игры: «Зайка серенький», « Коза – рогатая», «Быстромедленно», «Курица и цыплята». Упражнения с мячом. Содержание Д/игра «Съедобное -несъедобное». Разрезные картинки «Части тела» Использование пиктограмм с применением алгоритма действий при умывании, одевании, приеме пищи, посещении туалета, подготовке ко сну. Прослушиван ие стихотворени яс иллюстрация ми К. Чуковский «Мойдодыр» Участники образователь но го процесса воспитатель, учительлогопед, физ.инструкт ор , родитель Физическ ая культур а Формировать умения прыгать с продвижением вперед, обхватывать перекладину во время лазанья. Формировать умения реагировать на сигналы: «беги», «лови», «стой». Формировать умения ловить мяч двумя руками одновременно. ф Формирова ть самостоятельность при выполнении изических упражнений и в подвижных играх. III Направлен ие работы Задач и уровень Упражнения на воспитатель, координацию физ.инструкт движений: ор родитель «Ходьба по канату»; «Подушка на голове»; подвижные игры: «С кочки на кочку», « Догони обруч», «Достань шарик». Упражнения с мячом «Поймай», «Скользящий мяч» Содержание Формирование Знакомить детей с понятиями С/р игра «Больница». начальных «здоровье», «болезнь». Лото «Аптека». представлений о здоровом образе жизни Участники образовательн ого процесса воспитатель, Формировать умения обращаться за помощью к взрослым при Использование учительлогопед, физ. инструктор, пиктограмм с родитель заболевании, травме. Воспитывать применением сочувствие к болеющим детям. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке; о правилах и видах закаливания. Расширять представления о роли солнечного света. Физическая культура Развивать у детей желание играть вместе с взрослым (с детьми) в подвижные игры с простым содержанием. Формировать умения ловить мяч кистями рук (не прижимая к груди), соблюдать дистанцию во время движения. Формировать умения пролезать, перелезать через предметы. Формировать умения прыгать с продвижением вперед, обхватывать перекладину во время лазанья. Развивать умения выполнять действия по сигналу. Развивать умения ловить мяч двумя руками одновременно. Развивать и поощрять самостоятельность при выполнении физических упражнений и в подвижных играх. алгоритма действий при умывании, одевании, приеме пищи, посещении туалета, подготовке ко сну. Упражнен ие «Пожалей зайку». Прослушивание стихотворения с иллюстрации К. Чуковский «Краденое солнце» Ходьба по массажным дорожкам. Упражнения на воспитатель, координацию физ.инструкт движений: ор, родитель «Ходьба по канату»; подвижные игры: «Карась и щука», « Прокати мяч в ворота», «Перелезь через туннель». Упражнения с мячом «Ловишка с мячом ». Упражнения со скамейкой. Малоподвижная игра « Делай как я». Упражнения на гимнастических мячах – хопах. Малоподвижная игра «Море волнуется». Игрыупражнения «Не задень веревку», «Пролезь в обруч». ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АОП Кадровые условия Для реализации содержания коррекционной программы необходимо взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, которые обеспечивают сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Кадровый состав: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, медицинский работник. Такое взаимодействие включает: комплексность в определении и решении проблем ребёнка; предоставление квалифицированной помощи специалистов разного профиля по комплексной программе; активное участие родителей, к а к непосредственных участников коррекционно- образовательного процесса, понимающих, что не только образовательная организация полностью отвечает за результат, но и они ответственны за успешное развитие ребёнка. Работа ведется на фоне обязательной медикаментозной терапии и физиотерапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур. Форма организованного взаимодействия специалистов – психолого-медикопедагогические консилиумы образовательного учреждения, которые оказывают помощь ребёнку и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с обучением, воспитанием, развитием детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения детей с РАС. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует развитию больших возможностей и удовлетворению особых образовательных потребностей детей с РАС. Необходимым условием обучения и воспитания детей с РАС является профессиональная компетентность педагогов, наличие квалифицированных специалистов (логопеда, педагога- психолога, медицинского работника, воспитателей, прошедших курсы подготовки по работе с детьми с ОВЗ) В МБДОУ № 35 выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации образовательной и коррекционной работы и детьми, имеющими нарушения развития. № Тема Кто провод ил Срок прохожде ни я 1. Семинар «Аутизм: понимание, принятие, борьба, междисциплинарн ый подход» МАУ ИМЦ Ноябр ь 2012г. Количе ство часо в 16 часов ФИО специалиста Адигамо ва Н.Р. 2. 3. МАУ ИМЦ Авторский семинар И.А. Крестининой «Разработка и реализация программы коррекционного образования и индивидуальные образовательные маршруты детей групп предшкольного возраста» Семинар: «Психолого- «Областной педагогическая методическ и Декабр ь 2012г. Сентябрь 2013 г. 16 часов Охолина Е.И. Черкасова Т.Н. 4. 5. 6. 7. абилитация детей дошкольного возраста, имеющих нарушения психического и психофизического развития» Семинар: «Учебные пособия УМЦ «Ребус» как средство реализации программы ФГОС» й центр абилитаци он ной педагогик и» г. Новосибирс к «Учебнометодичес ки й центр «Ребус » г.Моск ва Семинар «Психолого- МБУ ПМПК педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях внедрения ФГОС» Практический тренинг Центр логопедич ес ких инноваци й «Логин » г. Москва Курсы повышения ОГБПОУ квалификации по «Томский теме: государств «Современные ен ный принципы педагогиче коррекционной ск ий работы с детьми с колледж» РАС» Егорова Т.А. Ноябр ь 2014 г. 6 часов Черкасо ва Т.Н. Борзуно ва Т.А. Октябрь 2014г. 4 часа Декабр ь 2015 г 24 часа Черкасо ва Т.Н. Борзуно ва Т.А. Май 2016 г. 16 часов Черкасова Т.Н. Охолина Е.И Черкасова Т.Н. Егорова Т.А. Никитенко С. В. Повышение родительской компетентности Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ № 103 проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с образованием и воспитанием детей. В педагогической практике используются следующие формы работы с родителями: - Информационно-аналитические Анкетирование (проводится педагогом-психологом с целью адаптации работы учреждения к потребностям ребёнка, формирования запроса в психологическую службу ДОУ для более эффективной работы с родителями). - Наглядно - информационные Стенды (воспитатели обновляют ежемесячно). Страницы на сайте ДОУ «Логопед советует», «Советы психолога» (заполняются специалистами ежемесячно). - Познавательные Родительские собрания в форме «круглых столов», «педагогической гостиной» (воспитатели, специалисты, медицинский работник проводят не менее 4-х раз в год). Консультации по развитию основных навыков у детей с аутизмом (проводятся специалистами еженедельно). - Досуговые Праздники (проводят музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, педагог дополнительного образования, воспитатели 3-4 раза в год). Участие родителей в совместных выставках и конкурсах, спортивных состязаниях – (ежемесячно). Психолого-педагогические условия обучения и воспитания детей с РАС наличие периода индивидуализированной подготовки к обучению; индивидуально дозированное введение в ситуацию обучения; создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка; дозированное введение в жизнь ребенка новизны и трудности; дозированная подача новой информации с учетом темпа и способности ребенка; четкое соблюдение режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде; специальная отработка форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым; постоянная помощь ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений; проведение индивидуальных занятий психолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физ. воспитанию; организация индивидуальных занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработка средств коммуникации и социально-бытовых навыков; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами, детьми и его родителями; индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства ребенка за пределами ДОУ. Учебно-методическое обеспечение Наличие современного дидактического материала: лото «Геометрия на верёвочке» (2009г.); лото с проверкой «Буквы, слоги и слова», домино «Три котёнка, пять котят» (2014г.), настольные игры из серии «Умные карточки»: «Противоположности», «Времена года», «Развиваем логику» (2014г.), пособия: «Тактильные шарики», «Умные пальчики», «Мячи Фребеля», «Разноцветные ладошки», «Пальчиковый футбол» (2015г.), кинетический песок для лепки, стучалка «Прыгающие гвоздики», игра «Солярис MAXI» (2016г.) Наличие методических пособий: «Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей дошкольного возраста.» / Сост. Н.В.Нищева. – СПб: ООО «Изд. Детство-Пресс», 2010. «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.» / Сост. Н,В.Нищева. – СПб. ООО»Изд. Детство-Пресс»,2011. «Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания.» О.В.Бурлакина. СПб. ООО»Изд. Детство-Пресс»,2012. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста.» И.В.Сидорова. СПб. ООО»Изд. Детство-Пресс». 2013. «100 физминуток на логопедических занятиях» Н.Г. Метельская . – М.: ТЦ Сфера, 2015 «Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребёнка с ОВЗ: Н.В.Кучмезова, И.А.Лигостаева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. Материально-технические условия Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с РАС в образовательном учреждении являются надлежащие материальнотехнические условия, позволяющие обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию . В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении гибко сочетается индивидуальный и дифференцированный подходы. Это способствует успешной социализации детей с РАС, обеспечению их полноценного участия в жизни образовательного учреждения, общества. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Описание таких условий дано в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (страница185- 187) В МБДОУ № 35 необходимыми условиями обучения и воспитания детей с РАС является: 1. Наличие логопедического кабинета и кабинета педагога-психолога. 2. Использование портативной акустической системы, компьютера, свето-песочного стола. 3. Применение массажных ковриков, механического массажёра. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. Под редакцией С.А.Морозова – М. Издательство «СигналЪ», 2002. 2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. 3. Делани Тара «Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми» - ООО «Рама Паблишинг», 2014. 4.Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – «Каро» СПб., 2008. 5.Закревская О.В. «Развивайся, малыш!» Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.– М. 2012. 6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 7. Рунова М.А «Движение день за днем: Двигат. активность - источник здоровья детей» - М. Изд.: Линка-Пресс, 2007. 8. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» - М.: Телевинф, 2016.